Вторичный щебень — продукт переработки строительного мусора: обломков бетона, кирпича, асфальта, полученных при сносе зданий, демонтаже дорог. Главное его достоинство — самая низкая цена по сравнению со всеми прочими видами за счет минимальных затрат труда, энергии на производство.
- Как получают вторичную щебенку?
- Технические параметры
- Область применения
- Разновидности щебня
- Цена разных фракций
Около половины всего мусора при сносе составляет кирпичный, бетонный и железобетонный лом. Три четверти этого вида отходов возможно использовать повторно. Примерно 60 % материала при строительстве допустимо заменить вторичным. Оптимально, когда его перерабатывают прямо на той же площадке, где был произведен демонтаж. Наибольшая экономическая эффективность битого бетона или кирпича достигается в районах, где нет природных месторождений (в том числе в Москве и Московской области). Применяют специальное передвижное оборудование.
Краткое описание технологии
Получение вторичного щебня (поэтапно):
- Раскалывание больших фрагментов строительного боя с помощью специального оборудования — гидромолота или гидроножниц. Его навешивают на тяжелые погрузчики или гидравлический экскаватор вместо ковша. Виды ножниц: для демонтажа (крашер), бетонолом, универсальные (мультипроцессоры). Крашер применяют для первичного разрушения здания, бетонолом — для вторичной переработки уже полученных крупных фрагментов боя. Универсальное оборудование выполняет сразу несколько функций. Есть два вида — со сменными «челюстями» и комбинированными (не требующими замены).
- Сбор лома.
- Анализ пригодности для переработки.
- Доставка на предприятие, занимающееся производством щебня из боя кирпича или бетона.
- Подача через вибропитатель в дробилку, его измельчение.
- Очистка от посторонних примесей (стекла, обрезков арматуры). Для удаления металлических предметов используют электромагнит.
- Сортировка по размерам с помощью специального сита (грохота). Если материал идет на фундамент или другие бетонные конструкции, то этот этап не нужен. В этом случае дополнительно снижается цена готового продукта.
Основные характеристики
Параметры, по которым оценивается качество и пригодность для использования в конкретных целях:
1. Плотность. Для дробленого строительного лома — в пределах 2000—2300 кг/м3.
2. Прочность. У битого бетона этот показатель ниже, чем у природного щебня. Для повышения всех качественных характеристик лома, который идет на приготовление раствора, применяют двух- или трехстадийное дробление. Эта технология намного повышает прочность, но приводит к образованию большого количества мелкой фракции.
3. Морозостойкость. Этот параметр выражается в количестве циклов замораживания-размораживания, которое способен выдержать материал без существенных признаков разрушения. Например: присвоение щебню марки морозоустойчивости F50 означает, что он прослужит не менее 50 лет. Для дробленого лома может быть очень низким — от F15.
4. Лещадность. Содержание фрагментов пластинчатой (лещадной) или игловатой формы. К ним относят куски камня, у которых длина больше толщины в три раза и более. Чем меньше процент таких частиц, тем выше качество. Для битого бетона или кирпича это показатель должен находиться в пределах 15 %.
5. Зерновой состав. Предельную величину отдельного камня (зерна) сыпучего материала, выраженную в мм, называют фракцией. Строительный мусор дробят на стандартные размеры по ГОСТ (например, 5-20 мм, 40-70 мм) и нестандартные.
Преимущества щебня из бетона и кирпича:
- низкая цена;
- экологичность — за счет вторичного использования строительного мусора снижается количество свалок;
- универсальность — пригоден почти во всех сферах, где обычно требуется природный щебень;
- при использовании в качестве заполнителя для раствора пониженный расход цемента.
Недостатки: неустойчивость к перепадам температур, сравнительно низкая прочность и морозостойкость.
Применение
Варианты повторного использования лома:
- устройство полов в нежилых зданиях, в основном промышленных цехах и складах;
- монтаж временных, проселочных, частных дорог, автостоянок (особенно мусор из асфальта), для федеральных трасс запрещен;
- подсыпка под нежилые постройки (например гаражи), фундаменты, инженерные коммуникации, в том числе для укрепления грунта;
- в качестве дренажа;
- для строительства и ремонта железнодорожных насыпей, трамвайных линий;
- заполнитель в раствор (класс прочности до В25) — допустим даже непросеянный измельченный лом;
- декоративный материал для ландшафтного дизайна — используют для подсыпки на пешеходных и садовых дорожках, парковых аллеях, вдоль искусственных водоемов, сооружения «сухих ручьев», «альпийских горок»;
- средство борьбы с гололедом — для этой цели применяют отсев, бетонный или кирпичный лом самой мелкой фракции (до 10 мм).
Виды
Разновидности щебня из строительных отходов:
1. Бетонный. Это неоднородная смесь из фрагментов цементного камня различного размера. По характеристикам незначительно уступает природному, прежде всего это касается прочности, но в целом полностью соответствует требованиям ГОСТ. Допустимо применять во всех случаях, когда по технологии нет необходимости в использовании наиболее качественных материалов.
2. Кирпичный. Лучше прочих видов подходит для устройства дренажа, звуко- и теплоизоляции стен. Битый кирпич также часто используют для подсыпки под фундамент, прокладки трасс в болотистых местностях. Он пригоден и для составления строительных смесей, к которым не предъявляются высокие требования по прочности. Бой шамотного кирпича стоит немного дороже, чем силикатного, и подходит в качестве заполнителя для огнеупорных растворов.
3. Асфальтная крошка. Состоит из частичек битума, мелкого щебня (до 5 мм), следов песка и прочих примесей. Ее получают способом холодного фрезерования при снятии старых дорожных покрытий. По сравнению с щебнем она более влагоустойчива, не вылетает из под колес автомобилей во время езды. Измельченный асфальт применяют повторно для обустройства дачных и садовых дорожек, автостоянок, покрытия второстепенных трасс, при сооружении спортивных комплексов, для засыпки отмостки. Недостаток — содержание битума, этот продукт переработки нефти не является полностью экологически безопасным.
Стоимость
Купить вторичный щебень удобнее с доставкой, но разумнее приобрести его с самовывозом. Это позволит дополнительно сэкономить. Стоимость зависит от исходного материала, фракции, объема партии.
Фракция, мм | Цена, рубли |
Отсев (0 — 10) | 150 |
5 — 20 | 540 |
20 — 40 | 540 |
40 — 70 | 540 |
40 — 100 | 535 |
60 — 100 | 500 |
0 — 70 | 475 |
0 — 100 | 550 |
70 — 120 | 900 |
100 — 150 | 800 |
Цена на щебенку из кирпича составляет от 380 руб/м3, асфальтную крошку можно купить по цене от 450.
Применение вторичного щебня позволяет существенно экономить при возведении зданий, прокладке второстепенных дорог, особенно в случае, когда переработка бетонного или кирпичного боя производится прямо на стройплощадке.